вторник, 18 ноября 2014 г.

Магия слова. Выпуск 4-й. Тревелбуки: что и как писать?

Всем привет в рамках нашей рубрики "Магия слова"!
Скучали?) Я - да! Правда, правда!


Надеюсь, вы путешествовали этим летом… этой осенью… а может быть прошлой весной?)
Ну или собираетесь…
А еще лучше – путешествовать круглый год!) Правда?
Но перерывы в поездках все-таки нужны – чтобы привести в порядок тревелбуки!)
Да, сегодня будем говорить о тревелбуках.
Вернее, о слове в тревелбуке.

Тревелбуки, альбомы о путешествиях, как известно, бывают разные.
Их можно сделать заранее или по возвращении… 
В них рисуют и клеят фотографии и билеты...
Они бывают похожими на скрап-альбом… на арт-бук… или даже смэш...
Бесчисленное множество вариантов! Но главная задача у них у всех одна: сохранить впечатления от поездки! Сохранить увиденное, услышанное, прочувствованное....
Образы, звуки и ароматы...
И в решении этой задачи помогает слово.
Заголовки дают возможность сориентироваться в датах и географии, определить важность и значительность воспоминаний, журналинг напоминает о живых эмоциях, слова-акценты собирают образ воедино…

Заголовки в тревелбуке
Я бы определила здесь три возможных подхода.

Идем от даты. 
Тревелбук – это все-таки дневник путешествий, поэтому наверное самый распространенный заголовок на его страничках: «День первый»… «День второй»...
Автор
...или даже конкретная дата, или день недели. 
Особенно подходит, когда путешествие заняло небольшое количество дней.
Автор
    Идем от карты. 
    Заголовки, в которых присутствуют названия мест, где вы побывали.
    ...В таких названиях можно обыграть национальный колорит
    Автор
    Nota Bene, примечание от "Магии слова"
    Отличный ход у автора: обратиться к местному жителю и попросить написать «Дахаб» по-арабски, а потом использовать эту надпись в качестве названия тревелбука!
...или просто ярко выделить
Автор
Творческий подход.
1. Заголовки соотносятся с основной идеей разворота, странички 
или тревелбука в целом.
...немного пафоса — для разворота о Берлинской стене
Автор
... немного юмора — для разворота о «тюленинге» на египетских пляжах
Автор
…немного подтекстов — для названия целого тревелбука
Автор
...много эмоций — для альбома о свадебном путешествии
Автор
2. Используется какой-то интересный "технический" прием для того, 
чтобы разнообразить подачу и удержать внимание.
Например, каждая страничка — заголовок на новую букву алфавита.
Автор
Сразу отмечу, здесь нет плохих или хороших вариантов! 
Прислушайтесь к себе, к тому, каким вы хотите видеть свой альбом и выбирайте самый подходящий путь.

Журналинг в тревелбуке
  1. Пишем журналинг во время путешествия.
Берем в дорогу готовый бук и заполняем по ходу дела. 
В этом случае уже на стадии изготовления тревелбука стоит продумать, как будут сочетаться текст и фотографии (или рисунки), а также, где и как будет размещаться меморабилия.
Возможно, для записей стоит отвести отдельные страницы, чтобы было удобнее.
Плюсы: 
свежесть эмоций, 
уникальные подробности.
Минусы: 
сложно проконтролировать конечный вид разворота и всего тревелбука в целом; 
сложно учесть все нюансы размещения в будущем фотографий; 
есть опасность переизбытка текста; 
невозможность оценить какие-то факты с точки зрения путешествия в целом.
На мой взгляд, это вариант для продвинутых путешественников, которые точно знают, какого рода память они хотят сохранить в тревелбуке и каким именно образом. 
Или для любителей экспериментов)
  1. Пишем журналинг после путешествия.
Плюсы: 
полный контроль над конечным результатом;
больше возможностей для уточнения информации.
Минусы: 
есть вероятность забыть интересные мелочи;
можно скатиться в сухой пересказ событий.
Я бы сказала, что это вариант для людей с хорошей памятью, 
а также для суперфотографов, которые умеют делать «говорящие» фотографии.

  1. Пишем и во время путешествия, и после.
Мне кажется, в этом варианте сплошные плюсы)))
Как это работает? (Проверено на себе!)
Во время путешествия ведем отдельный блокнот, куда пишем все, что приходит в голову)
Не заботясь о подборе слов (иногда это чертовски экономит время!), не задумываясь о формате изложения мыслей и эмоций. 
Пишем как можно подробнее: где жили, куда ходили, как спали, что ели… 
 что увидели на остановке или в метро… 
какую фразу или песню услышали… 
какие растения или животных встретили…
Пишем каждый день или хотя бы через день!
Не забываем фиксировать хронологию и маршрут передвижения, то есть, совмещаем, по возможности, факты и эмоции.
Пишем, когда удобно, и в том объеме, в котором удобно.

При всей замечательности тревела, который ведется непосредственно в путешествии, в нем не всегда удобно делать записи, например, во время экскурсии или в музее. А писать в небольшом блокноте можно и в автобусе, и в картинной галерее и даже на вершине Эйфелевой башни!
Потом такой блокнот будет интересен сам по себе) 
Однако в тревелбук, скорее всего, пойдет лишь часть записок, только самое интересное и определенным образом переработанное и скорректированное.
Сошлюсь на собственный пример.
Я вела такой блокнот в семидневном путешествии по Чехии. 
Это было в мае прошлого года. 
Перечитывая блокнот после поездки, обратила внимание, что почти каждый день писала о необыкновенных цветочных ароматах, которые мой восторженный нос ловил на всех улицах Праги и в ее окрестностях.) А теперь представим в тревелбуке семь однотипных журналингов про… майское цветение) Это будут уже записки ботаника, а не путешественника). 
К тому же, это будет не совсем справедливо по отношению к другим впечатлениям))) 
Поэтому я оставила заметку про ароматы в своем тревелбуке (это эмоциональная живая деталь!), но – в ограниченном количестве) 
Автор
Еще один пример того же порядка.
В первый же день моей самостоятельной прогулки по Праге, несмотря на подготовку к своему путешествию, я умудрилась принять за ратушу другую башню) Через некоторое время ошибку обнаружила, но остался вопрос: а то - что была за башня? Ответ получила только дома) Погуглив)) И поскольку неопознанная башня мне по-прежнему нравилась, ее фото я вставила в свой бук, а заодно и правильную информацию о ней.

Согласитесь, во время путешествия не всегда бывает возможным уточнить какие-то исторические даты или факты, а самое главное, не всегда возможно определить их ценность для собственных воспоминаний.
Поэтому мой выбор за комбинацию «дорожный блокнот плюс тревелбук».
Но, конечно, каждый выбирает то, что ему удобнее.

Как писать журналинг?
Рукописный текст - это ценность. 
Даже некрасивый, как нам кажется, почерк прекрасен и добавляет несомненную ценность нашей работе. Тем более в тревелбуке, где важны личные эмоции.

Автор
Рукописный журналинг как часть рисованного тревелбука - отличный пример от Алены Обуховой
Автор
Однако если собственный почерк не устраивает совсем, можно подобрать подходящий случаю шрифт. Вот, например, печатный журналинг со стилизацией под иероглифы
Автор
Nota Bene, примечание от "Магии слова"
Не забывайте о читабельности выбранного шрифта! 
Красивость - не самоцель!!!

Ну и конечно, оба варианта - и рукописный журналинг, и печатный - можно удачно сочетать.
Автор

А сейчас наш эксперт расскажет, что она думает о тревелбуках и словах в нем.


Встречайте: Анна Коссаковская_Umichka

Сегодня Аню знают все в русскоязычном скрап-сообществе, ведь это она — Скрапбукер-2014! С чем мы ее и поздравляем от нашего блога! 
В ее лице бумажный скрап снова взял верх над миксмедийным скрапом. 
Ну, во всяком случае, есть такая версия) 
А нам просто нравятся работы Анны, и мы с удовольствием смотрим их снова и снова. 
В августе в ее блоге появился пост с очень симпатичным тревелбуком. 
О нем мы и поговорили с Аней.

АННА Б.: Тебе понравилось делать этот тревелбук? Или ты уже раньше делала нечто подобное?
АННА К.: За последние два года я сделала несколько смэшей и тревелов, а также провела несколько подобных мастер-классов. Мне нравится их делать, это какой-то особый вид удовольствия. Но этот тревелбук особенный, я первый раз сделала его с заполнением. Он посвящен рассказу о нашей семейной поездке в Москву.

АННА Б.: Ты делала тревелбук до поездки или после, по воспоминаниям?
АННА К.: Я всегда сначала делаю блокнот для тревелбука полностью, при этом следую своим правилам по подбору бумаги и внутреннего содержания. Выбираю побольше нейтральных спокойных листов, хорошо подойдет скрап-бумага с принтом в линейку или клетку - нейтрально и идеально для журналинга. Всегда стараюсь добавить однотонного светлого кардстока. Ну и конечно немного ярких листов для радости :)
Но заполняла сам бук текстом и фотографиями, конечно, уже после приезда.

АННА Б.: Вела ли ты в поездке записи?
АННА К.: К своему стыду, нет :) И это большая ошибка. Мне пришлось вспоминать события, благо прошло всего несколько недель с поездки, и я вспомнила почти все.
Как я вижу для себя это в идеале? Думаю, нужно брать с собой в поездку карточки для журналинга и делать записи на них. И тут проблема не в том, красивый у нас почерк или нет, а в том, что можно не уместить весь желаемый текст в карточку. Тогда есть другой вариант - делать заметки на смартфоне/планшете, и по приезду домой просто распечатать и вклеить в тревел.
АННА Б.: В этот раз, кстати, ты тоже делала записи на карточках...
АННА К.: Да, причем, я сначала написала на них весь журналинг, так мне было проще компоновать страницы вместе с фотографиями. К тому же текст на карточках выигрышно смотрится на скрап-бумаге с любым дизайном. А сам журналинг я писала маркером для ПЛ от Бэкки Хиггинс. Им довольно удобно писать, и он безусловно обладает архивными качествами.

АННА Б.: Ты активно использовала в тревелбуке меморабилию. Какую роль она у тебя выполняет: информационную или имиджевую?
АННА К.: Я использовала в этот раз меморабилию именно как картинки. Для меня подвиг, что я вообще хоть что-то привезла из поездки, и горжусь собой :) Только одну вещь я использовала не совсем по назначению - из рекламки от пекарни, где мы вкусно поели, я сделала открывашку, под которой поместила журналинг.


АННА Б.: Какие выводы для себя ты сделала для будущих тревелбуков? И что хотела бы посоветовать нашим читателям?
АННА К.: Надо вести тревелбуки обязательно! Это увлекательно и интересно! Отличная память на будущее. В следующий раз я постараюсь записать больше о том, где/что/почем - это может пригодиться и в будущем, чтобы знать, какие гостиницы лучше, а где сервис не очень. Я буду вести заметки в электронном виде, а фото с телефона, которые позже пойдут в тревел, буду сразу обрабатывать по ходу дела, чтобы потом не тратить часы на обработку и выбор фотографий.
А если есть в наличии компактный фотопринтер и возможность взять его с собой, то тут вообще все суперзамечательно: берем с собой тревел, ручки и принтер, и приезжаем с готовым буком.

Спасибо Анне за интересный рассказ и прекрасный тревелбук!

А сейчас несколько практических советов...


Nota Bene, примечание от "Магии слова"
Как справиться с собственным почерком.
Поверьте, в силах каждого сделать рукописный журналинг привлекательнее и читабельнее. 
И это касается, как вы понимаете, не только тревелбуков.
  1. Если вы так же, как и я, пишете одинаковые буквы разными способами (например, р или т), то перед написанием текста на страничке или в альбоме потренируйтесь на черновике. Определитесь, какое написание вы выберите для данного случая. Все-таки единообразие смотрится красивее и однозначно читабельнее.
  2. Не бойтесь делать переносы, это лучше, чем втискивать «невпихуемое» слово в строку)))
  3. Чтобы строчки не заваливались и не прыгали, можно разлинеить место для журналинга. А я делаю так: кладу параллельно моим строчкам линейку или простой лист бумаги и ориентируюсь на ровный край.
  1. Чтобы красиво вписать рукописный журналинг в отведенное ему место, можно начертить на черновике подобный размер и написать текст сначала там. Или примерить текст на прозрачной кальке.
  2. Чтобы длинный журналинг не воспринимался монотонным и скучным, поделите текст на абзацы или отбейте некоторые предложения друг от друга пустым пространством. Подходит любой способ, главное, чтобы он был логически оправданным и не мешал восприятию текста!
  3. Чтобы привлечь внимание к отдельным моментам журналинга, можно выделить некоторые слова рамкой, цветом, усиленным нажимом ручки и т.д.
  4. Помните, чем больше вы пишете от руки, тем лучше у вас будет получаться с каждым разом!
И под занавес нашего разговора)
Еще несколько ссылок на интереснейшие тревелбуки от нашей читательницы и друга Татьяны_Вилли
Таня, мы благодарим тебя за сотрудничество и помощь!
1. 
Пример оригинального размещения журналинга
2.
Отличный пример использования букв и слов как арт-объекта. 
3.
Классный пример работы с текстом - обратите внимание на выделенные слова.
4.
Текст, размещенный поверх фотографий и картинок, смотрится очень живо и органично.
Другие тревелбуки этого автора ЗДЕСЬ
5.
Журналинг поверх фотографий - распространенный прием)
Яркий, эмоциональный тревел!
7.
Прекрасные фотографии, оригинальная подача и очень вольное обращение с текстом)
8.
Портал русскоязычных тревелбуков — море вдохновения!!!


Всем удачных путешествий и журналов о них!
Обязательно!!!! ждем!!!! ваших рассказов об опыте работы с тревелбуками или просто ваших мыслей по поводу.

Как обычно спрашиваем, делимся, предлагаем - любым удобным для вас способом.
Добавляемся в линки или в комментарии!
В дальнейшем мы обязательно будем делать обзоры ваших постов!

22 комментария:

  1. Хорошая подборка:)
    Я сто лет назад делала тревел первого типа - взяла с собой оформленный альбомчик и заполняла на месте. Вернувшись домой, вклеила фотографии, не писала ни слова сверх того, что привезла. И это было тааак здорово.
    Другой альбом я делала после приезда, но на основе записок с места событий (я всегда писала такие записки, и макулатуру таскала из поездок, но после увлечения скрапом это все более осмысленно:). В саму поездку я взяла заготовки открыток, маркер и скотч. Писала что-то каждый день и отправляла себе. Потом эти открытки ушли в карманчик тревела.
    Последнюю поездку я вообще хочу оформить в альбом с кармашками, слишком много фото - а записи вела на телефоне, удобно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Настя, спасибо! с удовольствием посмотрела, почитала твои истории! А слабо собрать воедино, в одно посте, свой опыт ведения тревелбуков?! Что уже усовершенствовала, что планируешь? В чем плюсы, в чем минусы твоего подхода? Можно прям конспективно, отдельными пунктами! мне кажется, нам всем это будет интересно! и полезно! у тебя же, действительно, большй опыт путешествий, как я поняла!

      Удалить
    2. Аня, это интересная идея))
      Тревелбуков у меня по сути одна штука. Есть еще несколько томов -это альбомы про поездки, там другой подход и "красивости".
      И спасибо за ссылку на тревелбуки в жж - они скорей рисовальные, чем скраповые, и так глядя на них хочется уметь рисовать))

      Удалить
    3. Я умаю, что тревелбуки - это широкое понятие. В общем, в этом посте как раз и высказала эту точку зрения: посомтри, сколько разных примеров! Я думаю, не важно, какой вид, какая форма, какой подход, если идет речь о заметках о путешествиях (тексты ли, фото, рисунки, открытки, все по отдельности или вперемешку) - это тревелбук. Предлагаю так и отнестись к этой теме)
      И свой - в смысле твой - опыт объединить именно с точки зрения - оформляем впечатления от поездки.
      если ты со мной в коне не согласна, то даже это не повод отлынивать)) Ты можешь в своем посте написать: вот у меня тревелбук, а вот альбом о поездке) Нам все равно будет интересно! Честно-честно!)
      А рисовать - да, рисовать хочется! Но кто нам мешает рисовать и скрапить одновременно?)

      Удалить
  2. Аня, Аня, Таня, спасибо за бесценный материал! Благодаря первым выпускам "Магии слова", подрепетировала многие свои страницы. Теперь с удовольствием проанализирую свои тревелы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну это ж здорово! так приятно! И вообще, мне нравится, когда все делятся своим опытом - столько нового узнаешь! и вообще картина мира начинает вырисовываться яснее))) Ждем твой пост!

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Какую интересную тему вы рассмотрели! С огромным удовольствием изучила и рассмотрела. К прошлогодней своей поездке в Италию я делала тревелбук (http://sovetchanka.blogspot.ru/2013/10/blog-post_25.html), который брала с собой в поездку. Оформила его с датами и местами следования моего маршрута. В поездке по возможности заполняла его и делала записи. А уже после путешествия оформила свой тревелбук ( http://sovetchanka.blogspot.ru/2013/12/blog-post_8.html) полностью. Скоро начну делать следующий свой тревелбук для очередной поездки. Ваша статья мне очень поможет в этом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, потрясающий альбом! очень интересный взгляд на тревелбук! И вот мне кажется, что тебе тоже есть что сказать, как-то оценить свой этот интересный опыт. Насколько комфортно тебе было в путешествии с таким большим тревелбуком? как делала заметки? как помещала текст на отведенных страницах? как оставляла места для фотографий? какие плюсы-минусы? что планируешь изменить в будущих тревелбуках? или с чем поэкспериментировать? Пожалуйста! напиши об этом! такие вещи по-моему, очень нужны и интересны, именно возможностью оценить, осмыслить свой опыт! И спасибо за добрые слова в адрес нашей рубрики!

      Удалить
  5. Анна, спасибо огромное! С удовольствием поделюсь своим опытом. В своё путешествие по Италии я ездила автобусным туром и сопровождал нас в этой поездке очень интересный итальянец Марко, прекрасно говорящий на русском и очень любящий свою родину. Записи я делала в моменты переезда из одного города в другой под очень интересные рассказы об Италии.Тревелбук постоянно находился в автобусе, поэтому мне не приходилось носить его туда-сюда. Так как я знала точный маршрут( хотя уже в Италии мы изменили его, решив в свободный день съездить в Неаполь), то в альбоме чётко подготовила странички для фото и записей характерные для места посещения. Минусов в моём тревелбуке, я всё таки скажу, не было. Я, на мой взгляд, распланировала всё правильно.Если только то, что за основу страниц я взяла толстый картон, отчего и получился мой альбом таким толстеньким.Но это можно считать и плюсом, т.к. в дороге мне очень было удобно писать. И других плюсов очень много! Много карманчиков разных, кольца, позволяющие добавлять страницы, кожаная обложка, конверт для диска со всей информацией о поездке и т.д. Я очень часто пересматриваю этот альбомчик, вспоминая где и при каких обстоятельствах была сделана та или иная запись, фотография, сорвана веточка. Уже дома, по огромным впечатлением от путешествия, я заполняла все свободные места полученной информацией и фотографиями. Я считаю, что такие тревелбуки - лучшее воспоминание о путешествии. В следующем тревелбуке, который я начну делать совсем скоро, будет тоже очень много интересного! Всем желаю успехов в творчестве и счастливых путешествий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такой подробный ответ! это действительно очень интересный опыт! мне аж даже захотелось свой опыт перетрясти хорошенько)))

      Удалить
  6. Аня, прекрасный пост и чудесные примеры! Очень люблю тревелбук Насти харитоновой, с удовольствием сейчас похожу по ссылкам, которые дала Таня. ЗдОрово! Мне уже третий пост подряд особо сказать нечего от себя - у меня нет ни одного завершенного тревела, но зато сколько полезной информации на будущее я тут нашла!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. насчет нечего сказать- улыбаюсь))) вспоминая нашу с тобой переписку)) ну я думаю, просто не было желания) это не страшно) это преходяще))

      Удалить
  7. Отличный пост, и ссылки такие зажигательные, вдохновляющие, взчлась тут за Испанию и что то в ступор впала - идеи альбома нет)))) может ссылки помогут

    ОтветитьУдалить
  8. Не открою ничего нового, но поделюсь
    http://portos09.blogspot.ru/2014/11/blog-post_22.html

    ОтветитьУдалить
  9. Обожаю тревел-буки!
    Вот один, который я делала во время поездки на Майорку и тексты писала сразу: http://www.scrapbookingblog.ru/travel-book-mallorca-chast-1/
    Это альбом про поездку в США, сделанный в стиле тревел-журнала, тексты написаны от руки: http://www.scrapbookingblog.ru/trevel-albom-o-poezdke-v-ssha/
    И вот совсем свежий альбом про Кипр, где на первой странице необычный журналинг: http://www.scrapbookingblog.ru/fotoalbom-pro-poezdku-na-kipr-2014/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, спасибо! такие разные и такие интересные альбомы! У тебя такой разнообразный опыт! поздравляю!

      Удалить
  10. И снова я! Не могу молчать - вставилась в линки)))

    ОтветитьУдалить
  11. Девочки, плиз, когда добавляетесь в линки, маякните) чтобы мы вас не пропустили)))) Остальным сообщаю: у нас в линках много интересного! все идем читать отличные посты!!!!!

    ОтветитьУдалить